Российские ритейлеры бытовой техники и электроники отчитались об аномальном росте продаж в декабре на фоне резкого снижения курса рубля к доллару и евро.
В ноябре-январе рубль подешевел к доллару на 51 проц до 65 рублей, а к евро – на 40 проц до 75,5 рубля. Самый резкий скачок произошел 16 декабря – в “черный вторник” доллар поднимался выше 80 рублей, а евро достигал 102 рублей.
Самой ажиотажной стала третья неделя декабря, когда курс евро достиг отметки 100 рублей, признает представитель сети “Связной”. “На этой неделе, к примеру, денежный оборот от продаж смартфонов увеличился на 120 проц. Очень активными были две первые декады декабря, когда рост продаж к аналогичному периоду прошлого года достигал 100 проц по ряду категорий и брендов как в штуках, так и в деньгах”, – подчеркнул он, добавив, что в этом году на традиционно высокий спрос в декабре наложился также ажиотаж, связанный с резкой девальвацией рубля, когда у клиентов было два дополнительных мотивирующих фактора – ожидание повышения цен и приобретение дорогих гаджетов как своеобразный вид вложения рублей.
Продажи “М.Видео” в декабре 2014 году выросли на 73 проц до 43 млрд рублей, обеспечив половину квартальных продаж – 82,6 млрд рублей (рост на 52 проц).
Прирост продаж в декабре по сравнению с декабрем 2013 года составил 20 проц, а средний чек вырос на 36 проц, отчитался и онлайн-ритейлер “Юлмарт”. “В числе прочего, это было связано с резкими колебаниями курса в конце года и стремлением покупателей опередить рост цен. Данный фактор повлиял и на смещение пика продаж с последних чисел на середину декабря”, – уточнили в компании. Повышенный спрос был зафиксирован в сегменте дорогостоящих товаров: доля крупной бытовой техники в структуре продаж выросла в декабре на 60 проц по сравнению с декабрем 2013 года.
Комментировать рост продаж на фоне девальвации отказались сети MediaMarkt, “Эльдорадо”, “Евросеть”, а также отраслевая ассоциация РАТЭК.
Но ажиотажные покупки в декабре заметили платежные системы. “На фоне недавней девальвационной истерики, когда все бросились скупать бытовую технику, мы зафиксировали всплеск”, – говорил в интервью глава российского офиса Mastercard Илья Рябый.
В январе с пиковых значений “черного вторника” доллар и евро отступили до 65 и 75 рублей, но агрегаторы частных объявлений пока не заметили массированного сброса скупавшейся в декабре бытовой техники на вторичный рынок. Хотя в Москве активность пользователей в категории “бытовая техника и электроника” в декабре 2014 выросла на 4 проц, рассказал представитель агрегатора “Из рук в руки”, уточнив, что традиционно ноябрь считается пиковым месяцем, а декабрь – месяцем затишья. “В декабре 2013 года по сравнению с ноябрем было размещено на 10 проц меньше объявлений от частных лиц в данной категории”, – пояснил он, заметив, что суммарно в декабре 2014 года по Москве размещено на 16 проц больше объявлений по бытовой электронике, чем в прошлом году в аналогичный период.
В Avito пока не видят скачка. “Возможно, он произойдет позже. Видимо, пока еще не время перепродавать все то, что люди скупили в конце декабря. Я думаю, что они будут придерживать технику “до лучших времен”, когда на этом можно будет заработать или просто вернуть потраченные деньги. Сейчас еще свежа память о предновогоднем ажиотаже”, – сказал представитель сервиса.
